Из Записки о деятельности издательства «Всемирная литература» в Народный комиссариат просвещения, приложенной к смете на второе полугодие 1919 г.

(Архив А.М. Горького. Фонд А.Н. Тихонова. Оп. 2. Ед. хр. 490).

На первых же порах работники «Всемирной литературы» оказались лицом к лицу с чрезвычайными затруднениями: невыработанностью методов и недостаточностью литературных сил. Искусство перевода до наших дней оставалось в России промыслом кустарным, лишенным теоретических основ и традиций. Выпущенная Издательством брошюра К.И. Чуковского и Н.С. Гумилева о «Принципах художественного перевода» стихов и прозы могла лишь частично заполнить этот пробел. Выяснилось, что вопрос о технике перевода неразрывно связан с общими вопросами литературного творчества, поэтикой, стилистикой, ритмикой, метрикой, историей литературы, языковедением. В то же время у руководителей Издательства создалось убеждение, что лишь путем эмпирическим, путем совместной работы над методами анализа и созидания стихов и прозы, - может быть создан кадр сознательных работников. Отсюда возникла мысль о «Литературной Студии», мастерской, не столько школы, сколько лаборатории. Задача ее не умозрительная, а действенная: добытые теоретические данные приложить к практической работе над переводами иностранной литературы.

Студия приступила к работе еще в феврале этого года. Постоянные семинарии велись Н.С. Гумилевым, А.Я. Левинсоном, М.Л. Лозинским, В.А. Чудовским. Отдельные лекции были прочтены К.И. Чуковским и. Е.И. Замятиным. Результаты опыта оказались столь ценными, что Студия решила продолжать свою работу в более широком масштабе.

Доныне в состав работников Студии входили исключительно переводчики-сотрудники Издательства, но разрабатываемые вопросы имеют значение столь общее и захват столь широкий, что Студия впредь решила открыть свои двери всем стремящимся к изучению и созиданию литературы.

На летний триместр Студией намечена следующая программа занятий:

I. Поэтическое искусство.

Курсы:

1. Теория поэзии.

2. История поэзии.

3. История поэтики.

4. Ритмика русская и иностранная.

5. Сравнительная мифология.

6. Европейская поэзия в XIX и XX вв.

7. Русская поэзия в XIX и XX вв.

II. Искусство прозы.

1. Теория литературы: а/стилистика б/ритмика в/ композиция

2. История литературы.

3. История учений о литературе.

4. Очерк развития литературных жанров: а/ роман и повесть б/ драма

5. Фонетика русского языка.

6. Семантика.

7. Европейская литература XIX и XX вв.

III. Критика.

1. Методология литературной критики.

2. История литературных идей.

3. Источниковедения.

4. Европейская критика XIX и XX вв.

5. Русская литература в XIX и XX вв.

IV. Семинарии

А. Поэтическое искусство: 1/ по созданию поэт<ических> произведений 2/ по переводу стихов 3/ по разбору стихов

Б. Искусство прозы: 1/ по созданию прозаических произведений 2/ по технике художественного перевода: а/ с французского языка б/ с английского языка в/ с немецкого языка 3/ по литературному разбору

В. Критика: 1/ по составлении литературных характеристик

2/ по составлению биографических и библиографических очерков

Начало занятий предположено 10 июня 1919 года.

Помимо учебного отдела при Студии будет функционировать Просветительский отдел, где будет прочитан цикл публичных лекций на тему: «Всемирная литература XIX и XX вв.».

В работе Студии принимают участие.

Лекторы: В.А. Алексеев, Ф.Д. Батюшков, А.А. Блок, Е.М. Браудо, Ф.А. Браун, А.Л. Волынский, М. Горький, Н.С. Гумилев, Е.И. Замятин, А.Я. Левинсон, М.Л. Лозинский, С.Ф. Ольденбург, К.И. Чуковский, В.К. Шилейко, В.В. Шкловский, Б.М. Эйхенбаум.

Руководители практическими занятиями: проф. В.М. Алексеев, Н.С. Гумилев, Ю.Н. Данзас, Е.И. Замятин, А.Я. Левинсон, М.Л. Лозинский, К.И. Чуковский и др.